8 мин
19 апреля

Генеральная уборка

От чего избавиться, чтобы освободить место в квартире

После генеральной уборки жильё выглядит куда приятнее, в нём легче дышится и проще ориентироваться. Но чтобы поддерживать такой результат, нужна не просто уборка, а полноценное расхламление квартиры и грамотная организация пространства. Рассказываем, как избавиться от старого в преддверии Нового года, навести уют и сохранить чистоту на долгие месяцы.

Если содержать дом в порядке, он будет уютнее. Фото: Unsplash

Разбираемся, когда нужна генеральная уборка

Бывает так, что нужную вещь всё сложнее найти, шкафы переполнены, и в них не получается положить что-то новое. Это значит, что пришла пора расхламления квартиры. Но есть и другие признаки:

  • после обычной уборки слишком быстро снова возникает беспорядок
  • в квартире появляется ощущение «душноты», кажется, что она тёмная или тесная
  • мыть полы и протирать полки тяжело — на них слишком много вещей
  • не хочется долго находиться дома или звать гостей
  • обстановка вызывает негативные эмоции

Ещё один признак — при работе за компьютером неудобно держать руки, потому что с обеих сторон громоздятся вещи. Фото: Unsplash

Так может происходить по разным причинам: например, слишком старый ремонт или неудачное расположение дома. Но очень часто подобное ощущение возникает, когда в квартире слишком много вещей или они неудачно хранятся. Вот в таком случае и нужны генеральная уборка квартиры, расхламление и организация пространства по-новому.

Планируем будущие действия

Чтобы уборка не стала бесконечной, лучше сразу задать ей рамки. Например:

  • разделить квартиру на зоны, чтобы было легче разбить большую задачу уборки на маленькие и конкретные
  • составить список и план уборки, описать, в каких именно местах есть проблемы, какие уголки дома нужно прибрать или расхламить
  • расставить приоритеты — что сделать в первую очередь, а какие вещи отложить на потом
  • задать временные ограничения: скажем, убираться не больше часа в день, а то процесс быстро утомит

Сделайте фотографии квартиры до начала уборки, чтобы потом сравнить их с итоговым результатом и похвалить себя.

Зато потом всё будет чисто и красиво — хорошая мотивация, чтобы не бросить уборку. Фото: Unsplash

Не пытаемся охватить всё за раз

Если хлам копился годами, вряд ли получится разобраться со всеми вещами за день-два. Так что расхламление стоит проводить постепенно: сегодня освободить шкаф в спальне, завтра избавиться от старой посуды. Главное — регулярность: нужно убирать что-то, хоть и понемногу, каждый день. Это эффективнее и менее утомительно, чем пытаться справиться со всем сразу.

Составьте план действий.

  1. Постепенно разберите вещи и выкиньте ненужные
  2. Найдите нужным вещам уместные и удобные места
  3. Наведите чистоту на поверхностях и среди вещей
  4. Создайте новую систему, в которой всё будет храниться комфортным образом 5Введите правила, чтобы не захламить квартиру снова

У вас может быть другая последовательность, это нормально. Но главные пункты генеральной уборки — избавление от ненужного, расстановку вещей и очистку помещения — всё же стоит соблюсти.

Можете начать разбор вещей с одной комнаты, а когда в ней всё будет прибрано — перейти к другой. Так ниже риск, что возникнет непонимание, за что сейчас хвататься.

Перебираем вещи

Вещи — это одежда, посуда, бытовые предметы, аксессуары и разные мелочи. Чтобы расхламить конкретный уголок, выложите все предметы из него в одно место и распределите по нескольким категориям:

  • непригодные вещи — например, протёртые носки или кремы с истёкшим сроком годности. Они отправляются в мусор или в переработку, ведь их всё равно не получится восстановить
  • неиспользуемые хорошие вещи — платье, которое ни разу не надели, или ботинки не по размеру. Выбрасывать их жаль, но можно отдать знакомым, пожертвовать на благотворительность или продать через сайты объявлений
  • вещи, которые нужно починить — скажем, любимые джинсы с дырой на коленке. Их лучше отложить в отдельный ящик или пакет, чтобы отнести в ремонт
  • вещи не по сезону — лыжи или купальник. Отправьте их в дальний угол шкафа либо в кладовку, если она есть в квартире
  • вещи, которыми вы пользуетесь сейчас — положите их обратно в шкаф

Перебрать нужно одежду, обувь и аксессуары, домашний текстиль, посуду и бытовые мелочи — всё, чего в квартире может быть слишком много. Фото: Unsplash

Тут может подстерегать сложность: многие хранят у себя старые вещи, которые дороги как память, хотя не пользуются ими. Скажем, свадебное платье, сервиз от бабушки или что-то ещё. Выкинуть или отдать их бывает тяжело. Такие вещи можно убрать в дальнюю часть кладовки или отдать на хранение в другое место, например в складскую ячейку. Если через какое-то время вы про них не вспомните — возможно, они не так и нужны и от них можно избавиться.

Согласно книге «Волшебная уборка» Мари Кондо, оставлять у себя нужно вещи, которые вызывают чувства. Если вы не вспоминаете про купленную в поездке статуэтку, её можно отдать. А если она каждый день вызывает у вас улыбку — оставьте у себя.

Складываем, чтобы было удобно

Когда вы избавились от ненужного и распределили вещи по категориям, придумайте оставшимся предметам новые места. Известная проблема — если навести порядок в шкафу, через неделю там снова будет хаос. Так получается, потому что вещи складывают неподходящим образом. Например, кладут в дальнюю часть полки любимый свитер — чтобы его вытащить, придётся перебрать всё содержимое. Поэтому для хранения вещей тоже существуют правила. Вот некоторые из них.

Раскладывайте вещи согласно приоритетам. Предметы, которыми вы часто пользуетесь, кладите так, чтобы их было удобнее достать. Разместите их на уровне глаз, желательно в открытых шкафах или на полках. А вот редко используемые вещи положите в самый низ шкафа или в закрытый ящик.

На этом фото на уровне глаз расположены книги и коробки с мелочами. А вот статуэтки и свечи, которые явно не достают с полки каждый день, находятся наверху. Фото: Unsplash

Складывайте вещи так, чтобы не трогать остальные. По возможности находите такие способы хранения, чтобы вещь можно было достать и не разбирать при этом остальное содержимое полки. Например, для одежды и домашнего текстиля подходят методы вертикального хранения в контейнерах с ячейками.

Здесь вещи сложены так, что, если достать одну, остальные не развалятся. Сворачивать крупные вещи в рулоны и класть друг на друга — простой, но эффективный метод вертикального хранения. Фото: Unsplash

Держите вещи рядом с местами использования. Это нужно, чтобы не пришлось лишний раз ходить — или, что вероятнее, забывать вещи в других местах. Скажем, если вы читаете в кровати, то книжную полку лучше установить поблизости. Иначе возле кровати возникнет гора книг, а полка в другой комнате будет пустой.

А духи и косметику логично хранить на полке в ванной, где до них легко добраться с утра. Фото: Unsplash

Моем, чистим и протираем

К этому пункту можно переходить на разных этапах генеральной уборки. Но если повсюду лежат ненужные вещи, помыть полы будет сложнее, поэтому мы поместили мытьё и чистку после разбора хлама. Тут тоже есть свои советы:

  • мойте и вытирайте пыль сверху вниз — начиная с высоких полок и заканчивая полами, ведь пыль и загрязнения опадают с высоко расположенных поверхностей на низкие
  • помните об укромных углах — во время обычной уборки пыль на плинтусах можно и пропустить, но генеральная требует большего внимания
  • отправьте в стирку запылённый или испачкавшийся домашний текстиль, например шторы или наволочки декоративных подушек

Чтобы освежить пространство, протрите поверхности водой с лимонным соком или поставьте аромадиффузор с любимым ароматом. Но сначала лучше проветрить помещение — при уборке поднимается много пыли из дальних углов.

Составляем систему на будущее

При уборке советуем сразу обдумать, как организовать пространство на будущее. Возможно, вещи копились просто потому, что их хранили в неудачных местах. А может, квартире и впрямь не хватает мест для хранения. Вот что со всем этим можно сделать, чтобы навести порядок надолго.

Докупите крючки, полочки и другие системы хранения. Если повсюду лежит бижутерия и её некуда складывать, обзаведитесь специальным ящичком.

Минимизируйте количество действий. Главное правило: чтобы положить вещь на место, нужно минимально напрягаться. Иначе человек в спешке или из-за усталости просто бросит предмет не в своём месте. Например, мелочи лучше хранить так, чтобы для доступа к ним не нужно было открывать створки шкафа.

Задействуйте вертикальное пространство. Это поможет освободить больше места на полу. Установите вертикальные доски с отверстиями и крючками для мелочей.

Подобные вертикальные доски для хранения серьёзно экономят пространство. Фото: AliExpress

Распределяйте по категориям. Лучше хранить вещи каждой категории в своём отдельном месте. Ведь если предметы разных категорий перепутаны, найти нужный куда сложнее.

Учитывайте свои привычки. Если после возвращения с работы вы предпочитаете бросить уличную одежду на стул, купите рейл или отдельный ящик для таких нужд. Возможно, в будущем вы сможете избавиться от этой привычки, но куда проще будет сразу учесть её в быту.

Стараемся поддерживать порядок

Если правильно организовать пространство, поддерживать чистоту и простор будет куда проще. Ведь сама обстановка будет помогать членам семьи класть вещи на свои места и быстро находить нужное. А чтобы захламления не случилось в будущем, мы советуем:

  • сразу избавляться от вещей, которые стали непригодными или ненужными, например от коробок из-под техники, на которую закончилась гарантия
  • периодически проводить ревизии вещей и освобождать пространство от ненужного
  • стараться не совершать импульсивных покупок — устраивать дни антишопинга или брать тайм-аут перед новым приобретением

При разборе вещей смотрите, какими вы не пользуетесь — может, пришла пора отдать их кому-то ещё. Фото: Unsplash

Например, в книге «Умный гардероб» Анушки Риз советуют относиться к своему гардеробу как к элитному клубу и добавлять туда только вещи, которые достойны пройти самые строгие фильтры. Хороший способ избежать импульсивных покупок вещей, которые не слишком нравятся.

Главные мысли

Если в квартире стало неуютно, вам поможет расхламление — избавьтесь от лишних вещей, освободите пространство и организуйте его по-новому.

Сначала выкиньте ненужное, а после — сложите оставшиеся вещи, протрите поверхности и найдите предметам новые места.

Вещи в хорошем состоянии, которые жалко выбросить, можно отдать, продать или пожертвовать на благотворительность.

Чтобы не захламить квартиру снова, создайте систему для хранения вещей. Тогда поддерживать порядок будет легче, а убирать придёся меньше.

Периодически проверяйте, нет ли сейчас в шкафах ненужных вещей, и выкидывайте их. А ещё не покупайте то, что не приносит ни радости, ни практической пользы.

Список источников

  1. Мари Кондо «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни».

  2. Марла Силли «Школа Флайледи. Как навести порядок в доме и в жизни».

  3. Курс «Тинькофф Журнала» «Расхламление: как навести порядок и создать уют».

  4. Анушка Риз «Умный гардероб. Как подчеркнуть индивидуальность, наведя порядок в шкафу».

Создано: 12 декабря 2023

Больше статей по тегам

Поделиться статьей

Еще по теме

Как получить 450 000 рублей на погашение ипотеки многодетным семьям
5 марта
5 мин
Как организовать рабочее место дома
27 февраля
8 мин
Кадастровый учёт. Как привести документы на землю в порядок?
22 февраля
5 мин
Как меньше платить по действующей ипотеке
13 февраля
9 мин